В защиту прав потребителей: Если товар вышел из строя…

Печать
В настоящее время в условиях современной рыночной экономики все чаще возникают вопросы, касающиеся отношений между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Рассмотрим самые частые ситуации, с которыми сталкиваются покупатели.
НЕ СОХРАНИЛСЯ ЧЕК
В товаре обнаружились дефекты (телефон сломался, обувь развалилась), вы хотите сдать его, а чек уже выбросили.
АРГУМЕНТ ПРОДАВЦА: без чека претензии не принимаются! ЧТО ДЕЛАТЬ: Смело настаивайте на возврате денег за некачественный товар, ссылаясь на п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этому пункту отсутствие чека у покупателя не освобождает продавца от ответственности за недостатки товара. При необходимости приобретение товара может быть подтверждено любыми иными доказательствами, в частности:
- свидетельскими показаниями лиц, присутствовавших при покупке (друзья, супруг и т.д.). Нередко магазины требуют двух свидетелей, однако имейте в виду, что в законодательстве их количество не оговаривается, так что возможен и один свидетель;
- данными на этикетке, ярлыке, в гарантийном талоне, сервисной книжке и любой другой сопроводительной документации к покупке;
- фирменной упаковкой продавца.
СЛОМАЛАСЬ ТЕХНИКА
Новая техника начала барахлить. Продавцы отправляют в сервис-центр ремонтировать, но вам не нужен аппарат, который так быстро сломался, вы хотите заменить товар или вернуть деньги.
АРГУМЕНТ ПРОДАВЦА: бытовая техника возврату и обмену не подлежит, радуйтесь, что в ремонт бесплатно берут.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Первым делом напомните продавцу, что по закону покупателю принадлежит право выбора: соглашаться ли на ремонт либо потребовать замены некачественного товара, либо его уценки, либо полного возврата денег (п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Исходя из новой редакции закона, с 11 декабря 2007 года это правило – о праве выбора покупателей - действует на следующих условиях:
1. При обнаружении недостатка в технически сложном товаре вы вправе сразу же потребовать замены на новый товар, либо сдать некачественную технику с полным возвратом денег в течение 15 дней со дня приобретения. Если вы оформляли покупку с условием о последующей доставке, то 15-дневный срок отсчитывается с даты передачи вам товара. Обратите внимание: в этот период вы вправе сдать или заменить технику при любом, даже малейшем дефекте, независимо от степени его серьезности, возможности исправления и т.д.
2. По истечении 15-дневного срока технически сложный товар можно сдать или заменить в следующих случаях:
- при существенном недостатке. Такими считаются наиболее серьезные дефекты: неисправимые, повторно проявляющиеся после ремонта, требующие несоразмерных затрат времени и т.п.;
- при нарушении срока ремонта;
- если в течение одного года товар находится в гарантийном ремонте в общей сложности более 30 дней.
ВАЖНО: сотовые телефоны, телевизоры можно сдавать при любых дефектах и по окончании 15-дневного срока.
ЗАКОНЧИЛАСЬ ГАРАНТИЯ
Товар вышел из строя после того, как закончилась гарантия, - получается, что сапоги прослужили всего 30 гарантийных дней, а телевизор проработал всего два гарантийных года.
АРГУМЕНТ ПРОДАВЦА: после окончания гарантии вы обязаны ремонтировать товар за свой счет.
ЧТО ДЕЛАТЬ: Если вы аккуратно обращались с покупкой, не нарушали правил эксплуатации и уверены, что причина поломки - заводской брак, смело предъявляйте претензию! Ссылаться при этом следует на п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме покупатель вправе предъявлять претензии, если недостатки обнаружены после окончания гарантии в разумный срок в пределах двух лет после приобретения товара.
В течение указанных двух лет можно предъявлять все те же требования, что и в период гарантии: бесплатный ремонт, замена, уценка или полный возврат денег за некачественный товар. Обращаться можно как к продавцам – им вы вправе заявить любое из требований, так и к производителю – он обязан бесплатно ремонтировать, заменять некачественный товар, возвращать деньги, либо – в сервис-центр – за ремонтом.
При этом есть нюанс: если гарантия закончилась, то продавец (производитель, сервис-центр) вправе потребовать от вас подтверждение, что причиной дефекта является производственный брак. При необходимости для этого производится экспертиза. Ее оплачивает покупатель, а при подтверждении производственных дефектов товара магазин (производитель, сервис-центр) обязан возместить потребителю все расходы.

Л. Балезина,
ведущий специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора
по Кировской области в Вятскополянском районе